Методологические основы оценки эффективности инвестиций в образование
Эффективное развитие рыночных отношений в сфере образования объективно обусловливает необходимость разработки методологических основ оценки эффективности инвестиций во взаимосвязи с определением конкретного вклада каждого работника в конечный результат деятельности всего коллектива.
Стоимость результатов любого труда, в том числе и интеллектуального воплощает затраты всех факторов производства. В частности, результаты научно-производственной деятельности зависят от уровня развития научного знания и средств труда, сбалансированности спроса и предложения на выпускаемую продукцию и услуги, степени удовлетворения потребностей общества в результатах инновационной деятельности и т.д.
Основным критерием оценки степени соответствия общественным потребностям достигнутого уровня развития профессионально-квалификационных характеристик работников различного уровня квалификации может служить научная, конструкторско-технологическая и социально- экономическая значимость результатов их труда в процессе материализации инновационной идеи и отражающих глубину познания закономерностей развития природы и общества, прогрессивности конструкторско-технологической проработки и экспериментальной их апробации, уровня соответствия инновации требованиям мирового рынка к аналогичным видам продукции, а также прибыльность реализуемых инновационных проектов.
Указанный критерий может быть выражен через систему интегральных показателей в виде относительных величин:
а) для оценки научной значимости результатов деятельности — удельный вес исследований и разработок, выполненных на уровне открытий и изобретений, превышающих показатели лучших отечественных и зарубежных аналогов; количество полученных охранных документов, приходящихся на одну реализованную инновацию; число проданных лицензий в расчете на одно запатентованное изобретение; количество патентов, приходящихся на одного научного и инженерно- технического работника; удельный вес использованных в процессе разработки научной идеи изобретений, созданных в других организациях страны и за рубежом и др.;
б) для характеристики конструкторско-технологичес- кои ценности результатов интеллектуального труда — соответствие мировому уровню таких свойств инновации, как его наукоемкость и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках; надежность и долговечность конструкции; трудоемкость изготовления новшества в сопоставлении с лучшими аналогами; технологичность изготовления и ремонтопригодность новой техники; материало- и энергоемкость нововведения в сравнении со средними удельными показателями аналогов; уровень комплексности механизации и автоматизации технологических процессов и т.д.;
в) для определения социально-экономической эффективности — экономическая эффективность внедрения инновации (уровень рентабельности, прибыльности инновационных проектов, темпы прироста оборотного капитала, сроки окупаемости инновационного проекта и т.п.); социальные и экологические последствия практического использования инновации; степень улучшения эргономических характеристик средств производства; масштабы реализации инновации и уровень ее соответствия требованиям мирового рынка; степень влияния конечных результатов инновационной деятельности на социальную защищенность работников; темпы прироста социально- экономического эффекта на единицу суммарных затрат всех видов ресурсов и др. При этом особую значимость приобретает научное обоснование достаточного минимума интегральных показателей, объективно отражающих данный критерий, т.к. на практике, как показывают исследования, свойства системы автоматически не вытекают из совокупности свойств ее элементов, каким бы множеством показателей оно ни выражалось.
Похожие работы:
- Методологические основы оценки эффективности инвестиций в образование Эффективное развитие рыночных отношений в сфере образования объективно обусловливает необходимость разработки методологических основ оценки эффективности инвестиций во взаимосвязи с определением конкр...
- Методологические основы анализа сущности банка Для ответа на вопрос о сущности банка необходимо придерживаться вполне определенных методологических основ. Их несколько: • анализ сущности банка следует связывать с его деятельностью на макроуровне;...
- Методологические основы концепции человеческого капитала Рабочая сила является главным движущим фактором процесса производства, а общественное воспроизводство в широком, народнохозяйственном, аспекте есть возобновление производства товаров и воспроизводства...
- Оценка выгодности инвестиций в образование Выгоды от образования могут выступать в виде: а) более высоких заработков в будущем; б) более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работе; в) высокого престижа профессии или повы...
- Особенности инвестиций в образование и профессионально-квалификационное развитие рабочей силы Как показывает мировой опыт, интенсификация воспроизводственного процесса по инновационному типу в решающей мере определяется темпами и масштабами развития приоритетных направлений науки и техники; ур...